Вы здесь

Обзор крупных аварий, связанных со взрывами, на производстве

В 70-90-е годы прошлого века тяжелые промышленные аварии:

•          22 декабря 1977 г. в Уэстуэго (шт. Луизиана, США);

•          6 февраля 1979 г. в Бремене (ФРГ);

•          2 марта 1982 г. в Данбаре (Великобритания);

•          10 февраля 1973 г. на о. Стейтен в Нью-Йорке;

•          24 октября 1973 г. в Шеффилде (Великобритания);

•          8 января 1979 г. "Betelgeuse";

•          11 августа 1990 г. на Новоярославском НПЗ;

•          4 июня 1989 в г. Уфа.

В ходе аварии, происшедшей утром 22 декабря 1977 г. в Уэстуэго (шт. Луизиана, США), последовала серия взрывов. В результате погибло 36 чел. Установка представляла собой зерновой элеватор, состоявший из 73 железобетонных башен высотой 35 м каждая; диаметр башен составлял 8 -10 м. Подобно другим аналогичным установкам, башни были плотно скомпонованы: так, группа из 28 башен диаметром 10 м каждая была воздвигнута на треугольном равностороннем модуле. Общий объем установки составлял примерно 150 тыс. м3, что, по американским стандартам, считается установкой средней величины.

В результате аварии более половины башен были полностью разрушены, оставшаяся часть серьезно пострадала. Причина взрывов не определена, однако многие исследователи обратили внимание на сухую погоду, предшествовавшую аварии, и низкую относительную влажность воздуха, что могло облегчить процесс возгорания.

Взрыв в Бремене (ФРГ) произошел вечером 6 февраля 1979 г. в 21 ч 24 мин. В результате взрыва имело место частичное или полное разрушение большей части комплекса Roland Mill, занимавшего территорию около 40 тыс. м3 в доках Бремена. Из 50 человек, работавших на территории комплекса, погибли 14 и 17 получили ранения Серьезно пострадали центральная часть административного здания и две башни. Значительно меньше были разрушены практически все остальные здания, находившиеся на территории комплекса. Тушение возникшего крупного пожара осуществлялось в течение 24 ч, хотя при этом пожар не был окончательно потушен и остаточное горение муки в башнях продолжалось до 10 марта, т.е. более 4 недель после начала аварии.

10 февраля 1973 г. на о. Стейтен в Нью-Йорке произошел взрыв в резервуаре, который ранее применялся для хранения СПГ. Из-за плохой герметичности резервуар, вместимость которого достигала 5 тыс. м3, находился в неисправном состоянии в течение года перед аварией. Для проведения ремонтных работ горючие пары были предварительно откачаны, после чего 42 рабочих начали ремонтно-восстановительные работы внутри резервуара. Резервуар представлял собой железобетонную конструкцию. Изоляционным материалом служил пенополиуретан, вся внутренняя поверхность резервуара была покрыта слоистым алюмопластом. В результате взрыва, происшедшего внутри резервуара, его стальная крыша была приподнята, после чего она обрушилась вниз внутрь резервуара; под ее обломками оказались 40 человек, работавших у основания резервуара, все они погибли. Двоим рабочим, находившимся внутри резервуара на строительных лесах примерно в 20 футах от крыши резервуара, удалось спастись. После взрыва последовал пожар внутри резервуара, продлившийся несколько часов.

Ранним утром 8 января 1979 г. нефтеналивной танкер "Betelgeuse" с общей массой груза 62 тыс. регистровых тонн (грузоподъемность 121 тыс. т), став на якорь в заливе Бантри у о. Уидди (Ирландия), загорелся, что позже стало причиной взрыва. В результате аварии погибло 50 чел.: вся команда судна, два пассажира и персонал пристани. Судно было полностью разрушено, пристань серьезно пострадала.

Во время стоянки в порту судно было частично разгружено, а грузовые отсеки судна заполнены балластом. В отчете сделано заключение о неправильной установке балласта, в результате чего носовая и кормовая части судна в отличие от его средней части оказались более плавучими. Из-за этого, а также вследствие коррозии (размеры некоторых элементов уменьшились на 50%) палуба прогнулась, и по неустановленной причине произошло возгорание судна и развился крупный пожар. По истечении некоторого промежутка времени после прогиба палубы произошли взрывы в двух резервуарах балласта, что способствовало разлому судна в средней его части. Примерно через 30 мин после инициирующего события произошел сильный взрыв в одном из резервуаров кормовой части грузового отсека, освобожденного от жидкой нефти. Значительная часть этого резервуара массой около 500 кг была впоследствии обнаружена на острове Уидди примерно в 600 м от места аварии.

4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл катастрофический взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе. Погибли 575 человек (по другим данным 645), ранены более 600.

Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Взрыв парогазового облака произошел 11 августа 1990 г. на Новоярославском НПЗ. Выброс в атмосферу горючего водородсодержащего газа произошел через сбросную трубу на высоте примерно 50 м от поверхности земли вследствие срабатывания предохранительных клапанов, установленных на тепломассообменной аппаратуре, работающей под избыточным давлением около 4 МПа. Парогазовая смесь в технологической системе 8 августа содержала (%): водорода 73,8; метана 7,2; этана 4,9; пропана 7,6; изобутана 2,3; м-бутана 3; пентанов 1,2. Вследствие снижения активности катализатора содержание водорода в газовой смеси снизилось 10 августа до 58% и 11 августа (в день аварии) до 52%, что свидетельствовало об отклонении режима от оптимального, обеспечивающего заданный уровень превращения тяжелых углеводородов. Для увеличения выхода целевых продуктов давление и температура в системах циркуляционного водородсодержащего газа и каталитического превращения углеводородного сырья были повышены. Такие изменения режима при недостаточной активности катализаторы могли привести к глубоким деструктивным превращениям тяжелых углеводородов с образованием большего количества легких углеводородов и соответственно к дальнейшему повышению давления в системе и срабатыванию предохранительных клапанов. Поэтому есть основания полагать, что сбрасываемая в атмосферу газовая смесь содержала значительно большее количество метана и других легких газов, чем водородсодержащая смесь в период, предшествовавший аварии. Вместе с тем по сообщению многих очевидцев выброс из «свечи», представлявший собой белый густой туман, сопровождался сильным звуковым эффектом. Выбрасываемая газовая среда двигалась по направлению к поверхности земли под углом примерно 30° в сторону открытых технологических установок с работающей теплообменной аппаратурой, в том числе с холодильниками воздушного охлаждения, способствующими перемешиванию горючих паров (газов) с воздухом, и печами огневого нагрева. Взрыв парогазового облака произошел в 10 ч 15 мин в безветренную погоду (по сообщению Ярославского центра гидрометеорологии скорость ветра в 10 ч была 1 м/с, а на высоте 100 м 2 м/с; с 7 ч 30 мин до 9 ч. 5 мин был туман, температура окружающего воздуха 19 °С).

 

Полную версию статьи можно скачать здесь.


 

Контакты

  • Адрес: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 6/2, этаж 4, пом. I, ком.1, оф. 3.
  • Телефон: +7 (495) 185-59-20, +7 (903) 188-58-26

Компания ООО "ПРЦ-87" принимает участие в подрядных (конкурсных) торгах. Мы заинтересованы в сотрудничестве с генеральными подрядчиками и готовы к выполнению любых объемов работ. Для решения глобальных задач в области устройства систем безопасности объектов у нас есть возможность мобилизовать дополнительные инженерно-технические и рабочие силы.